АЛГОРИТМ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МАРКЕТОЛОГ
Целевая аудитория: шаг за шагом с GPT
Алгоритм из промтов для нейросети, который поможет понять: кто ваш клиент, что он хочет, что для него важно, чего он боится, как говорить на его языке
Как работать с алгоритмом
  1. Важно экспериментировать и адаптировать алгоритм под себя. Я объясняю зачем нужен каждый шаг и как его можно использовать. Лучше не пропускать шаги, а работать по порядку.
  2. Информация есть как в текстовом формате, так и в видео. В видео я показываю пример использования алгоритма и результат, который можно получить с его помощью.
  3. Все шаблоны для промтов можно скопировать и вставить в свой диалог с нейросетью (любой, с которой вы привыкли работать), заменив текст в [квадратных скобках] на свой. А можно оставить только смысл шага и сформулировать промт так, как привычно тебе.
  4. Продолжай работу с треком в одном диалоге, чтобы сохранялся контекст.
Зачем вообще изучать целевую аудиторию?
Иногда кажется, что и так всё понятно: есть продукт, есть люди, кому он помогает.
Но как только возникает задача — написать пост, объяснить, кому подойдёт, оформить страницу, подготовить запуск — всё начинает расплываться. Вроде бы всё про всех и ни про кого.

Исследование аудитории — это способ вернуть себе опору в формулировках.
Чтобы не догадываться, а опираться на конкретные смыслы и ситуации.
Чтобы говорить точнее — и попадать в тех, с кем действительно хочется работать.

Тебе не обязательно знать маркетинг, чтобы делать это. Ведь у тебя есть помощник, который может все это сделать для тебя, главное знать, как поставить ему задачу.
С этим и помогает алгоритм "Целевая аудитория: шаг за шагом с GPT"
Важные ограничения
Вся информация, сгенерированная нейросетью по этому алгоритму, — это гипотезы.
Нейросеть не видит твою аудиторию. Она опирается на шаблоны, паттерны, логические связи. Это хорошо, потому что помогает развернуть взгляд шире и сделать первый шаг в сторону понимания своей аудитории. Но этого недостаточно, чтобы считать результат “истиной”.

Самое важное — не останавливаться на сгенерированном.
Когда ты получишь описание сегментов, болей, желаний — проверь их.
Можно просто поговорить с несколькими людьми, задать пару уточняющих вопросов, чтобы проверить гипотезы. А результаты бесед можно опять показать нейросети и она внесет корректировки в описание целевой аудитории, опираясь на живые данные

В конце трека ты сможешь получить список вопросов для проверки гипотез.
Шаг 0. Определи контекст и цель исследования
Чтобы работа с GPT была действительно полезной, важно задать ему направление.
GPT работает лучше, когда у него есть контекст — то есть, информация о твоём проекте и цель исследования. Этот шаг — подготовительный. Здесь не нужно ничего генерировать.
Нужно немного остановиться и сформулировать, с чем ты идёшь в этот трек.
🧭 Возможные цели исследования
* Понять, с кем хочется работать в новом проекте
* Увидеть, кто уже покупает продукт и как это можно описать
* Найти формулировки, которые понятны и цепляют твою аудиторию
* Разобраться, кому подойдёт услуга/продукт
* Найти язык, на котором можно говорить о продукте на языке клиента
* Освежить или уточнить гипотезы перед запуском, лендингом, презентацией
* Любая другая твоя цель

Вопросы, которые помогут тебе сформулировать контекст
* Что это за продукт или услуга, с которой ты сейчас работаешь?
* В чём её суть и для кого она задумана?
* Где ты хочешь использовать результат исследования (тексты, лендинг, запуск, выбор фокуса)?
* Какие затруднения сейчас возникают, когда ты говоришь или пишешь об этом?
* С кем ты уже работаешь? Кто был “твоим”, а с кем не хочется повторять?

💡 Лайфхак: если сложно — попроси GPT задать тебе уточняющие вопросы
Иногда проще не объяснять всё сразу, а дать нейросети цель исследования — и позволить ей задать тебе уточняющие вопросы, чтобы она сама собрала нужный контекст.

🛠 Шаблон промта:
Я хочу, чтобы ты помог мне исследовать целевую аудиторию для моего проекта по алгоритму, который я предложу.
Моя цель: [вставь свою цель — например, понять, кому полезен продукт, как говорить о нём понятнее, кому это может зайти].
Мой проект, для которого будем работать [опишите свой проект, дайте как можно больше деталей]
Задай мне уточняющие вопросы о моем проекте, если чего-то не хватает для дальнейшей работы. Так, чтобы результат исследования целевой аудитории был максимально качественным.

Когда ответишь на эти вопросы — можешь перейти к следующему шагу.
А еще сохрани ответы у себя — они помогут в течение всего трека не терять фокус.
Шаг 1. Сгенерируй варианты сегментов
Сегментирование — это способ увидеть внутренние различия в аудитории
Это помогает:
* точнее подбирать слова
* формулировать предложение «в их логике» и на их языке
* создавать тексты, которые попадают точно в цель и в сердечко тех, кому они предназначались

И не менее важно — понять, с кем тебе действительно хочется работать.
Вариантов может быть много, но твой ресурс конечен — и важно найти именно “своих”.

🛠 Шаблон промта для генерации сегментов:
Я хочу исследовать целевую аудиторию для моего проекта [вставь краткое описание продукта или темы, которое сформулировано на Шаге 0]. Цель исследования: [вставь свою цель например, понять, кому это может быть полезно, как адаптировать тексты, с кем я хочу работать].
(Если описываешь проект в ответ на вопросы нейросети, то можно не повторять и начать отсюда, продолжая работу в том же диалоге, где описывали цели и проект, для которого изучаем аудиторию)
Сгенерируй, пожалуйста, 10 разных сегментов потенциальной аудитории. Для каждого дай описание социально-демографическое и психографическое описание.

Потом можно запросить ещё 10 — и расширить выбор.
Выбери из предложенных сегментов те, что больше всего тебе понравятся. Лучше, если их будет не больше 5.

💡 Лайфхак: пусть GPT сам оценит, кто из них самый перспективный
Если тебе сложно выбрать — передай выбор нейросети, опираясь на твою цель.
Он может оценить сегменты по отклику, платёжеспособности, мотивации, ясности боли и другим критериям.

🛠 Шаблон промта для приоритезации сегментов:
Выдели 3–5 самых перспективных — с точки зрения интересующих меня критериев [перечисли, что тебе важно]. Для каждого напиши, почему ты считаешь его перспективным именно в этом контексте.
Шаг 2. Разбери, что важно выбранным сегментам
Один и тот же продукт может быть выбран разными людьми совсем по разным причинам. На выбор влияют разные факторы.
Этот шаг нужно проделать для каждого из выбранных сегментов по очереди.
Что за факторы нужно получить по каждому выбранному сегменту:
* Задачи, для решения которых человек "нанимает" наш продукт: функциональные, эмоциональные, социальные (JTBD - одна из самых эффективных моделей для исследования целевой аудитории)
* Смыслы: очевидный, глубинный, скрытый (мы сможем проникать своим продуктом и текстами в самое сердце нашего клиента так, что он точно узнает себя)
* Боли (то, что не устраивает), страхи (то, что мешает начать), желания (то, к чему стремится). Иногда люди сами не очень-то хорошо могут сформулировать это, а мы сможем и тогда они скажут "это точно про меня и для меня"
* Триггеры для принятия решения о покупке

🛠 Последовательность промтов

2.1. Промт для JTBD:
Для сегмента моей аудитории [вставь название выбранного сегмента].
Сформулируй, задачи, которые человек из этого сегмента хочет решить с помощью моего продукта. Используй JTBD:
— функциональные
— эмоциональные
— социальные
По три задачи каждого вида.

2.2. Промт для смыслов:
Продолжим с этим же сегментом.
Сформулируй:
— очевидный смысл
— глубинный смысл
— скрытый смысл
По три смысла каждого вида

2.3. Промт для болей, страхов, желаний:
Теперь распиши:
— основные боли
— страхи
— желания
По три варианта в каждом пункте

2.4. Промт для выявления триггеров:
Продолжим с этим сегментом.
Сформулируй возможные триггеры, которые могут подтолкнуть человека из этого сегмента к покупке или обращению:
— внешние обстоятельства (что происходит в жизни)
— эмоциональные состояния (что чувствует в момент решения)
— конкретные слова, которые он может услышать и которые его “зацепят”
— типичные ситуации, после которых он идёт искать помощь

💡 Лайфхак: всегда можно попросить сформулировать еще варианты в каждом пункте. Так и напиши GPT, "предложи еще три варианта"
Шаг 3. Услышь язык своего клиента
Твои слова — это не всегда их слова. Ты эксперт в своей сфере, а клиент эксперт в своей жизни и нужно понять, как он рассказывает о своих желаниях, потребностях и страхах своим друзьям. Как он сам все это формулирует. Этот шаг также повтори для каждого из сегментов
🛠 Шаблон промта для получения формулировок на языке клиента:
Для этого сегмента напиши:
— 5−10 фраз, которыми человек может сам описывать свою текущую ситуацию, боль или желание
— какие слова или выражения он может использовать, когда ищет решение
— какие формулировки он использует, чтобы рекомендовать мой продукт/услугу другу
— что он мог бы сказать в диалоге со мной, обсуждая свою проблему

Напоминаю, ответ нейросети — это гипотеза. Но от нее можно оттолкнуться, чтобы перевести свои тексты с экспертного на человеческий.
Шаг 4. Систематезируй
Мы получили очень много информации о своей целевой аудитории. Теперь нужно ее систематизировать, чтобы удобно использовать
Систематизация позволит:
  • видеть картину по каждому сегменту целиком
  • легко сравнивать и принимать решения
  • использовать эту таблицу как основу для будущих шагов — текстов, описаний, офферов, структуры продуктов

Готовый шаблон таблицы доступен по ссылке
Ты можешь перенести в него данные по сегментам, используя способ Ctr+C / Ctr+V для каждого абзаца
А можно заставить GPT сделать это для тебя :) и скопировать заполненную таблицу сразу

🛠 Шаблон промта для создания таблицы
Собери все данные по сегменту в виде таблицы. Для каждого сегмента отобрази всю информацию, которую ты предоставлял ранее, без сокращений. Представь таблицу прямо здесь, в тексте, в следующем формате (используй вертикальные черты и переносы строк для оформления):
| Сегмент | Функциональный JTBD | Эмоциональный JTBD | Социальный JTBD | Очевидные смыслы | Глубинные смыслы | Скрытые смыслы | Боли | Страхи | Желания | Триггеры | Язык сегмента (примеры фраз)
Не сокращай и не упрощай данные. Таблица должна быть читаемой, но с полными формулировками.
Шаг 5. Проверь гипотезы на практике
У нас есть гипотезы, их можно уже использовать. А можно проверить на практике.
GPT умеет отлично имитировать мышление целевой аудитории —
но твои клиенты — живые люди, и у них бывают нюансы, которые не угадаешь заранее.
Что можно проверить:
* Узнаёт ли человек себя в описаниях JTBD, боли и желаний
* Действительно ли откликаются смыслы (особенно глубинные и скрытые)
* Насколько понятен язык формулировок — что цепляет, а что мимо
* Какие фразы отзываются сильнее всего, а какие — вызывают недоумение или сопротивление

Как это сделать
🔹 Формат 1. Прямой разговор (интервью или беседа)
Можно поговорить с человеком из нужного сегмента (или несколькими) и задать 4–5 простых вопросов:
— Узнаёшь ли ты себя в этом описании?
— Что тебе в нём ближе всего? А что кажется «не про тебя»?
— Какие слова тебя особенно зацепили?
— Есть ли что-то, что тебе непонятно, чуждо или вызывает сомнение?
— Если бы ты писала об этом сама — ты бы как сформулировала?

🔹 Формат 2. Мини-опрос
Можно оформить короткий Google-опросник или пост в соцсетях (например: «Вот описание, для кого я делаю этот продукт — скажи, ты узнаёшь себя?»).

🛠 Шаблон промта, чтобы сформулировать вопросы для проверки гипотез

Сформулируй, пожалуйста, список из 5–7 вопросов, которые я могу задать представителю этого сегмента, чтобы проверить, насколько точно я описала его задачи, боли, смыслы и язык. Учитывай, что я собираю обратную связь, чтобы уточнить описание целевой аудитории.

По результатам опроса можно будет скорректировать описание целевой аудитории. GPT сможет в этом помочь, если ты покажешь ему результаты :)
Пример использования алгоритма
Записала для вас воркшоп, моя реальная работа по алгоритму для изучения ЦА
Ссылка на видео на Rutube
Что делать с этим дальше
Теперь у тебя есть живая карта реальных людей, для которых ты работаешь
И это не просто «таблица». Это инструмент, который можно использовать в самых разных задачах:
1. Для работы с продуктом
* Проанализируй, насколько текущие форматы и услуги соответствуют задачам и страхам твоей аудитории
* Продумай, какие формы входа подойдут для разных уровней осознанности
* Построй продуктовую линейку: от первых шагов до основного продукта

📎 Готовый трек «Продукт» поможет в этом — от упаковки до наполнения. Он сейчас в разработке

2. Для контента
* Используй формулировки из таблицы — они живые и точные
* Пиши так, чтобы читатель узнавал себя и чувствовал, что его слышат
* Построй прогрев или серию постов, ориентируясь на реальные смыслы и барьеры

📎 Это подробно разбираем в треке «Контент»: от тем и форматов до голосов аудитории. Он сейчас в разработке

3. Для рекламы и лид-магнитов
* Триггеры и желания из таблицы — отличная база для рекламных текстов
* Можно легко адаптировать один продукт под разные сегменты, просто меняя акценты
* Создавай разные лид-магниты под разные боли — и веди в одну точку входа
Хочешь прокачаться в работе с GPT?
Если тебе понравилось, как можно быстро и глубоко исследовать аудиторию с помощью нейросети — тебе точно подойдут эти продукты:

* 🔹 GPT-практикум — чтобы освоить основы работы с нейросетями и писать сильные запросы
* 🔹 GPT Plus — если у тебя уже есть подписка, но хочется использовать её на максимум
* 🔹 Канал "Нейросети в деле" — живые примеры, советы и инструкции для экспертов, которые не хотят всё делать вручную